Стимуляция нереста аквариумных рыб — основные рецепты

 

В основу методов стимуляции нереста, применяемых любителями, заложена имитация условий, сопровождающих различные природные явления, связанные с сезонными изменениями. Например, таяние снегов, обильные дожди и связанные с ними паводки и наводнения, колебания температуры и изменения гидрохимического состава. Для средней полосы России характерны разливы рек в конце марта — апреле и повышение температуры воды ближе к лету. А в бассейне реки Ориноко (Южная Америка) уровень воды в августе — ноябре повышается нередко на девять метров, о чем свидетельствуют пресноводные губки, успевающие вырасти за это время. Их можно увидеть высоко на ветвях затапливаемых деревьев.

Имитация условий, свойственных сезону тропических дождей, в те периоды, когда эти явления происходят в природе, позволила впервые развести в условиях аквариума южноамериканскую стеклянную рыбу-ножа (Eigenmannia virescens) и африканскую рыбу-слоника (Pollimyrus isidori). Этот способ стимуляции нереста в честь разработчика именуется методом Киршбаума. Заключается он в следующем. Уровень воды в аквариуме снижают наполовину или на две трети, а затем в течение шести недель осуществляют регулярную подмену воды на свежую и плавно повышают уровень до исходного. Все это сопровождают моделированием капель дождя (добавляя заранее приготовленную воду с помощью маленькой леечки), снижением минерализации воды (то есть ее жесткости и общей солености) и изменением в сторону требуемых значений температуры, рН и окислительно-восстановительного потенциала RH. При этом важно имитировать вспышки молнии с помощью импульсных газоразрядных ламп (см. книгу первую) и раскаты грома. К радости любителей современной музыки, последнее можно без особых усилий осуществить путем периодического проигрывания какого-нибудь произведения в стиле тяжелого рока. При этом колонки необходимо придвинуть непосредственно к аквариуму.

Рацион для рыб во время стимуляции также должен приближаться к природному. Постепенно, по мере проявления у рыб аппетита к концу цикла дождевания нужно увеличивать объем кормления.

Использование метода Киршбаума для различных видов рыб

Описанный выше метод не является принципиально новым. Он лишь вобрал в себя опыт многих разработчиков, которые с конца прошлого века занимались разведением аквариумных рыб. В методе этот опыт нашел свое отражение в виде определенной системы, основанной на тщательном анализе климатических, гидрологических и гидрохимических факторов с применением современных информационных технологий. Поясним эту мысль двумя примерами. Первый касается разведения в аквариуме одной из самых необычно окрашенных южноамериканских цихлид — мезонауты (Mesonauta festivus), которую долгое время относили к роду цихлазома. Вот как описывает условия ее размножения известнейший московский разводчик, директор Московского рыбопитомника А. В. Молчанов: «Много лет назад была эта цихлазома у многих любителей в Москве, в том числе и у меня. Однако приплода получено не было, хотя случаи откладки икры наблюдались неоднократно. Но на третий день икра белела и гибла. Пробовал я отбирать икру у родителей, но и в этом случае икра гибла. Много ломал я голову, искал причину неудач, но лишь в последнее время сумел до нее докопаться. Родина этих рыбок Южная Америка, река Амазонка, поэтому надо и условия в аквариуме создать похожие на те, в которых они обитают в природе. И главное здесь, как во многих других случаях, — состав воды. Именно поэтому я сделал воду, похожую на воду Амазонки. Аквариум я использовал 120 х 60 х 40 см. Воду налил снеговую, отстоенную и профильтрованную через стеклянную вату и измельченный торф. В этой воде рыбы чувствовали себя прекрасно, а когда я температуру поднял до 30-32 градусов — начали чистить цветочные горшки точно так же, как это делают все цихлиды перед икрометанием. Чистка продолжалась два дня, а на третий день, 12 мая 1958 года в 10 часов утра была отложена первая икринка. Нерест продолжался 2 часа; икру рыбки укладывали по горшку ровными рядами… 15 мая рыбки забеспокоились: из икры появились хвостики личинок».

Другой пример. Успешное разведение аквариумных сомиков-коридорасов и других представителей семейства панцирных сомов (Callichthyidae), а также представителей рода хоплостернум (Hoplosternum thoracatum) аквариумисты связывают со снижением температуры воды в аквариуме (с 25-27°С до 20-22°С для коридорасов и до 23-24°С для хоплостернумов) и периодическим добавлением холодной свежей воды с высоким RH. Стимулом к нересту является падение атмосферного давления, которое происходит при прохождении циклона и обычно сопровождается дождливой погодой, грозами и т.п. Для успешного нереста хоплостернума, кроме того, необходимо поместить в поверхностном слое воды предмет, имитирующий круглый лист болотного растения (это может быть перевернутое пластмассовое блюдце). Здесь самец построит пенное гнездо, куда и будет отложена икра.

Таким образом, в приведенных примерах был использован метод Киршбаума в несколько модифицированном виде, достаточном для стимуляции нереста и получения полноценного потомства.

Десять советов по стимуляции нереста

1. Во избежание угнетения одних видов другими и связанного с этим ненужного стресса, рыб, отобранных для размножения, желательно содержать отдельно или в видовом аквариуме.

2. Режим и рацион кормления следует установить согласно природным потребностям, корректируя их по результатам нереста. При недоста-точной плодовитости рыб можно увеличить процентное соотношение белковой составляющей в корме. При большом количестве жировой и неоплодотворенной икры следует резко уменьшить количество жиров и углеводов в пище. Обоих производителей следует посадить на разнообразную витаминную растительно-хитиновую диету.

3. Моделирование природных условий в аквариуме следует проводить на основе детального изучения информации о биотопах и сезонности размножения.

4. Голодовка может явиться эффективным стимулятором нереста, поэтому не рекомендуется кормить рыб в нерестовике. К тому же это позволит сохранить чистоту воды.

5. Наблюдение за поведением самцов и самок, их готовностью к спариванию желательно проводить в видовом аквариуме, отделяя наиболее активных рыб или помещая их в нерестилище.

6. Чтобы создать наилучшие условия для развития икры (или мальков), следует поменять на свежую не менее 50% аквариумной воды.

7. Химический состав воды, ее температура должны быть приведены в соответствие с оптимальными для нереста, развития икры и личинок. В необходимых случаях (например, при спонтанном нересте рыб в жесткой воде) для лучшего оплодотворения икру можно перенести в инкубационную емкость, наполненную водой с необходимыми значениями жесткости и рН.

8. Фильтр в аквариуме необходимо очистить от загрязнений, при необходимости заменить содержимое картриджей. В отдельных случаях следует ввести в фильтр дополнительные материалы — свежерегенирированный катионит, активированный уголь и пр. После нереста активированный уголь, торф и другие наполнители можно убрать, а фильтр отключить, прежде всего в том случае, если икра у рыб пелагическая, а личинки уже начали плавать. Иначе их засосет в фильтр и все потомство погибнет.

9. В аквариум с рыбами, не желающими нереститься, рекомендуется добавить воды из водоема, где нерест происходит или уже произошел. Это один из лучших способов стимуляции с применением феромонов — веществ, передающих натуральные химические сигналы рыб, издаваемые ими при нересте и служащие для привлечения партнера, синхронизации созревания икры, проявления элементов половой активности и т.д.

10. При необходимости можно повторить режим сезонных изменений с теми или иными вариациями, например с добавлением в аквариум «живой пыли» — мельчайших планктонных организмов, которые могут стать кормом для будущих мальков.

В качестве примера рассмотрим процесс разведения автором одной из оригинальнейших рыб пресноводного аквариума — лампрологуса-бабочки (Altolamprologus calvus), появившегося в наших аквариумах во второй половине восьмидесятых годов, но так и не получившего широкого распространения до настоящего времени из-за трудностей разведения. Согласно имевшимся описаниям, биотоп этого танганьикского лампрологуса образован скальным подводным рельефом, в расщелинах которого удавалось отлавливать этих рыб и отправлять в любительские аквариумы Европы и Америки, Никаких сведений о размножении этих рыб в литературе не было. В общем, это стандартная ситуация для недавнего времени. Однако именно в это время автору удалось приобрести десять полуторасантиметровых мальков у Ю. Крюгера, известного любителя цихлид из тогдашнего Восточного Берлина. Он не продавал этих лампрологусов, а старался создать собственное маточное поголовье из уже разведенных им рыб. Зная, что расспросы о методе разведения ничего существенного не дадут, так как это своего рода «ноу-хау», ревностно охраняемое, автор попросил своего давнего немецкого знакомого уступить десяток мальков. Вскоре рыбы оказались в Москве. Спустя примерно восемь месяцев они сильно подросли: самые крупные экземпляры (предположительно самцы) достигли длины 10 см и начали занимать более или менее постоянные участки территории между камнями, приглашая туда мелких рыб, казавшихся самками. Проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, но дальше игр дело не шло.

Рыбы получали полноценное питание, о чем свидетельствовали их быстрый рост и общее хорошее развитие, но предполагаемые самки икру не набирали и никак не реагировали на «призывы» самцов, которые выражались в удивительно красивой игре плавников и характерных телодвижениях. Дополнительное включение в рацион крупного мотыля также не произвело ожидаемого эффекта. Поскольку температура воды порядка 25-26°С, ее жесткость (14 градусов DGH), значение рН=8,0-8,4, а также режим подмены воды (20% в неделю) полностью соответствовали необходимым требованиям, автор решил на время увеличить соленость воды в аквариуме (до 3 граммов морской соли на литр воды), а затем плавно снизить концентрацию соли при подмене воды. Такая мера обычно помогала инициировать набор икры у малавийских, центральноамериканских цихлид и радужниц (Melanotaenia). Судя по внешнему виду самок, это произвело на лампрологусов-бабочек определенное воздействие, но все же чего-то еще не хватало. Вспомнив об особенностях поведения подрастающей молоди, их склонности к воровству и охоте за мальками ракушковых лампрологусов, автор решил попробовать подкормить взрослых особей молодью лампрологусов Миля (Lamprologus rneeli), разводимых без особых усилий. Вскоре рыбы к такой диете (исключительно дорогой!) привыкли, и казалось, что они вот-вот начнут нереститься, так как вся «атмосфера» аквариума была буквально пронизана половыми феромонами регулярно нерестившихся L meeli. Наконец у самок, изрядно пополневших, начал появляться яйцеклад — предвестник скорого нереста. Сформировавшиеся пары были помещены в отдельные аквариумы с такой же по составу водой и укрытиями в виде каменных расщелин. Рыбы играли, прятались друг от друга, но не более того. Опять потекли недели ожидания… Надо было еще что-то предпринять, и тогда автор решил добавить во все аквариумы немного мельчайшей «живой пыли» — дать сигнал об изобилии корма для будущих мальков. Это рыбам явно не понравилось — они извивались всем телом, делали резкие судорожные сокращения жаберными крышками. Мельчайший планктон их раздражал, но яйцеклады самок еще больше набухли. Тогда в один из аквариумов была помещена морская раковина наподобие тех, в которых успешно нерестились ракушковые лампрологусы, но более крупного размера. Как оказалось, это было то, чего рыбам так не хватало для нереста. Осмотрев со всех сторон раковину, они по очереди «ныряли» внутрь, где производили какие-то действия: видимо, выбирали и очищали площадку для икрометания. Спустя три дня внутри раковины на долгое время оставалась лишь одна самка — видимо, икра уже была отложена. Дальнейшее — вопрос техники. Самец, как не принимавший участия в уходе за икрой, из аквариума был удален, а спустя еще несколько дней самка стала выводить свое потомство наружу, где рыбки получали свой первый корм — науплий рачка артемии. Как только мальки немножко подросли, во избежание неожиданностей самка тоже была выловлена и удалена.

Вскоре после помещения раковин отнерестились и другие пары. В дальнейшем рыбы действительно метали икру в укромных уголках между камнями и в расщелинах известковых скал, но, несомненно, раковины сыграли очень важную роль привлекательного субстрата для нереста. Хотя, как показали дальнейшие опыты по разведению этих рыб, раковина не являлась самым важным стимулом для нереста. Подводя итог изложенному, можно выделить шесть основных моментов, повлиявших на стимуляцию созревания икры и первого нереста рыб Altolamprologus calvus: дважды корректировался характер диеты (1); устанавливались оптимальные гидрохимический и температурный режимы (2); варьировались соленость воды (3) и феромонная стимуляция (4); в аквариум помещались планктон-раздражитель (5) и привлекательный субстрат для нереста (6).